Что такое «магическое мышление»?
Родом из сказки
Скажите, Вы разговариваете с компьютером? Ну, например, он завис в самый неподходящий момент, а Вы ему ласково так: «Ну, не тормози, миленький!» Или машине, которая не заводится: «Ну, давай, девочка моя!»
Что это такое? Почему мы, люди взрослые и серьезные, так странно себя ведем? А это не что иное, как остатки магического мышления, присущего нам с детства.
Магическое мышление ребенка заключается в том, что дети воспринимают мир вокруг себя не так, как взрослые: предметы персонифицируются; дети с ними общаются, а бывает, и «привлекают к ответу».
Ложка упала? Вот противная, ее нужно наказать! Дверь хлопнула? Точно, не слушается она сегодня! Ведь фантазия и иррациональность — особая ценность детства, которая почти утрачивается с жизненным опытом. Вот потому-то детям и нужны сказки.
«Сказка воспроизводит специфическое отношение к действительности, в которой всюду присутствуют чудесное и особенное, — считают ученые. — Привычная реальность теряет свое значение, на первое место выходит фантастическое. Здесь вполне нормально, что звери говорят, а люди принимают облик животных. И наоборот, сверхъестественные силы вторгаются в обычную жизнь людей. И все средства хороши — и возможны! — чтобы зло было побеждено. Это единственная цель. И когда моральные ценности приведены в порядок, мир вновь обретает гармонию с помощью хэппи-энда».
Главный герой в сказках почти всегда изображен так, словно приглашает ребенка стать на его место. Очень редко дети в сказках растут в крепкой, здоровой семье. Обычно семья означает постоянную угрозу. Семейные устои непрочны; герою сопутствуют обиды, бедность, сиротство. Повествование обычно начинается с того самого места, когда сказочный герой покидает родительский дом из-за какого-то конфликта. В своих опасных путешествиях он попадает в разные истории, из которых обязательно выходит невредимым и щедро вознагражденным. Для любого типа героев — самых слабых, глупых или маленьких — торжествует принцип добра и надежды («Мальчик-с-пальчик», «Золушка», «Кот в сапогах»).
Злые родители — зачем они нужны?
Родители же в сказках почти всегда отрицательные персонажи: жадные, жестокие, развращенные, бездарные и несправедливые. Или неродные — этим обстоятельством объясняется своеобразная жестокость взрослых по отношению к герою-ребенку.
Эти нелестные характеристики красной нитью проходят через все сказки (в том числе и знаменитые истории братьев Гримм). Но, несмотря на это, современные родители любят и читают детям сказки! Озадаченные этим фактом ученые пока что колеблются: имеют ли тут место какие-то психологические причины или же такая любовь связана с сентиментальным воспоминаниями детства?
Одна из самых правдоподобных гипотез такова: скорее всего, родители понимают, что именно плохие условия в семье заставляют героя развиваться, а поскольку хороших семей в сказке не бывает в принципе, то она вызывает у родителей и детей чувство общности. Читая про злых родителей и бедных падчериц, им так уютно вместе! Следовательно, сказка сплачивает семью...
Читают не всем
Проблема, связанная с миром сказок, в другом: в эпоху видео «сказка на ночь» становится привилегией все меньшего количества детей. Все меньше становится детишек, которые услышали свою первую волшебную историю именно от папы и мамы. Сказки бесцеремонно вытесняют комиксы и мультяшки. «А детям необходимы волшебные сказки!» — об этом говорят и детские психологи, и детские психоаналитики. Особенно рассказываемые родителями.
Зло бывает полезным
Для обретения психологической устойчивости и чувства защищенности ребенок нуждается в четком делении на добро и зло. Отрицательные сказочные персонажи — это «отдушина», выдувающая все плохое. На них малыш проецирует свои внутренние страхи и уничтожает их силами добра. «Любые, даже самые злые, на наш взрослый взгляд, не могут быть слишком жестокими даже для дошколят, потому что помогают ребенку справиться с агрессивностью мира», — объясняют детские психологи.
А вот «исправленные» сказки (в наше время из некоторых сказок пробуют в якобы в педагогических целях изымать сцены жестокости) теряют свое очарование и не выдерживают проверки временем. Они ненастоящие.
Жестокость — неизбежный элемент волшебной истории. Потому что она наглядно объясняет разницу между злом и добром. Она учит и принадлежит сказке так же, как мир сказки принадлежит ребенку. В волшебных историях всегда будут пытки, смертная казнь, подкидывание детей или оставление их на произвол судьбы. И в третьем тысячелетии будут бродить по детской комнате жестокие мачехи, хитрые волки и заколдованные принцессы, открывая малышам другой, волшебный мир. Куда нам, взрослым — увы! — уже входа нет. Разве что с компьютером поговорим иногда...
|